-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Amfidalla

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2009
Записей: 2523
Комментариев: 13597
Написано: 20896



Параметры понятия «личность» у детей и «личность» во взрослом возрасте

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 18:20 + в цитатник

3472645_10_c2 (600x312, 68Kb)

Трудно дать четкое определение понятию «личность», впрочем, как и понятию «интеллект». Большинство теоретиков и исследователей рассматривают личность как совокупность определенных базовых черт или параметров таких, например, как застенчивость, общительность, активность или пассивность. Если бы мы могли идентифицировать базовые свойства, тогда бы мы могли описать личность каждого человека в виде профиля ключевых черт. Это выглядит слишком просто, но прийти к единому мнению о природе ключевых свойств — непростая задача.

В течение многих лет исследователи и теоретики горячо спорили о возможном количестве этих особенностей, о способах их измерения и даже о том, существуют ли вообще стабильные личностные черты. Однако за последние десятилетия, к удивлению многих психологов, исследователи в этой спорной области пришли к соглашению о том, что личность взрослого человека может быть описана как набор вариаций по 5 основным свойствам, которые часто называются «большой пятеркой» (они приведены в табл. 9.1): экстраверсия, добродушие, сознательность, невротизм и открытость/интеллект.

 Эти 5 основных свойств были выявлены в исследованиях, участниками которых стали взрослые люди из различных стран, в том числе из стран, имеющих куль- туру, отличную от западной, что придает этому перечню личностных черт кросс - культурную достоверность. По крайней мере мы знаем, что этот набор измерений не уникален для взрослого населения Соединенных Штатов  Также мы располагаем вескими доказательствами того, что эти 5 свойств отличаются устойчивостью: было установлено, что показатели по этим 5 свойствам у взрослых устойчивы в течение одного-двух десятилетий.

Наконец, достоверность «большой пятерки» как описания личности была доказана множеством исследований, связывающим показатели по этим измерениям с поведением в широком диапазоне жизненных ситуаций. Например, взрослые с высоким уровнем экстраверсии чаще удовлетворены своей жизнью, чем люди с низким уровнем экстраверсии. Аналогично люди с высоким уровнем невротизма имеют больше вредных привычек (например, они чаще курят) и чаще жалуются на свое здоровье, чем люди с низким уровнем невротизма.

Таким образом, качества, входящие в «большую пятерку», измеряемые при помощи самоотчетов или на основе наблюдений экспериментаторов, оказываются надежным и валидным описанием личности.

Прежде чем приложить эту новую модель к личности ребенка, мы должны ответить на два вопроса. Первый вопрос: насколько точно описывают эти 5 измерений личность ребенка? Второй вопрос гораздо сложнее: имеют ли какое-либо отношение эти 5 измерений к темпераменту ребенка в младенческом и раннем детском возрасте, и если имеют, то какое? Большое количество исследований по индивидуальным различиям в стиле или способе взаимодействия младенца и ребенка с окружающим миром были проведены в терминах темперамента, а не личности. Тогда как нам связать эти две группы исследований? Предлагаю начать с более простого вопроса.

Результаты все возрастающего количества исследований свидетельствуют о том, что «большая пятерка» является точным описанием личностной структуры в позднем детском и подростковом возрасте, а также у взрослых Например, Корнелис ван Лишаут и Герберт Хазелагер (vanв крупном исследовании детей и подростков, проведенном в Нидерландах, обнаружили, что 5 наиболее существенных измерений, характеризующих юных испытуемых, в значительной степени соответствовали чертам «большой пятерки», причем эти выводы были достоверны как для мальчиков, так и для девочек, как для дошкольников, так и для подростков.

В этой выборке наиболее значимыми стали такие черты, как добродушие и эмоциональная (не)стабильность (эквивалент невротизму), за которыми следовали сознательность, экстраверсия и открытость. Аналогичные результаты получены из лонгитюдного исследования, проведенного в Соединенных Штатах. Оливер Джон и его коллеги исследовали выборку из почти 500 мальчиков, которые были отобраны в случайном порядке из числа учащихся всех четвертых классов общественной школы в Питсбурге и наблюдались до 13-летнего возраста.

Как и датские исследователи, Джон получил веские доказательства того, что пятифакторная модель охватывает личностные различия этих мальчиков, еще не достигших 13 лет. Исследование Джона также служит проверкой валидности пятифакторной модели, поскольку.

3472645_deti (600x383, 51Kb)

3472645_100913684_3352215_98191844_3352215_95526047_RnaPpravahPreklamq (262x47, 4Kb)


Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку