-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Amfidalla

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2009
Записей: 2529
Комментариев: 13598
Написано: 20903



Советы логопеда: Нарушение речи «тормозит» умственное развитие ребенка

Четверг, 12 Ноября 2020 г. 14:57 + в цитатник

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение. Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к мышлению и общению.

3472645_s1200_1 (480x319, 22Kb)

К современным специалистам этой профессии предъявляются самые высокие требования. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции. Но кроме этого, логопед должен быть прекрасным психологом и уметь находить подход к каждому ребенку. Об особенностях этой профессии нашей газете рассказала учитель-логопед управления образования администрации Старобешевского района Татьяна Серафимова.

3472645__1 (700x393, 136Kb)

Татьяна Николаевна,  есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка? То есть, хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или может, недостаточно развит для своего возраста?

– Да, мы знаем, какая речь должна быть у ребенка в разном возрасте. Очень часто встречаются дети, которые в три года вообще не разговаривают, конечно, такой ребенок должен обязательно заниматься со специалистом до школы, как и дети, которые не произносят отдельные звуки. В начале сентября во всех прикрепленных к каждому логопеду школах, мы обследуем учеников, выявляем детей с нарушением письма и чтения и тоже берем их на занятия.

–  Вы хотите сказать, что речь напрямую связана с письмом?

–  Да, обязательно, если у ребенка нарушен фонематический слух, слабый словарный запас, плохая память, то он не может должным образом запомнить предложение, что негативно сказывается на уроках во время чтения и написания диктанта. Такие дети,даже зная грамматические правила, часто делают специфические ошибки: путают буквы, заменяют одну букву другой, например «дом» пишет как «том», а «бочка» – «почка», пропускают буквы и слоги или наоборот наращивают слова. Чтобы повысить успеваемость, мы обязательно проводим занятия с этими детьми, потому что эти нарушения мешают ученикам заниматься в школе, и они получают плохие оценки. Есть детки, которые не выговаривают звук «р» или «ш», но успеваемость у них хорошая, поэтому в приоритете у нас занятия с детьми у которых тяжелые речевые нарушения.

3472645_chudoclublogoped02 (700x466, 57Kb)

Скажите, пожалуйста, Татьяна Николаевна, по вашему опыту, стало ли детей с нарушением речи больше? Как считаете, с чем это связано?

– К сожалению, да, с каждым годом становится все больше и больше детей с нарушением речи, письма и чтения. Трудно сказать, с чем это связано, деток необходимо детально обследовать. Точно оказали влияние военные действия, у многих после этого появилось заикание. Но одной из главных причин остается то, что родители не уделяют своим детям должного внимания, поэтому малыши отстают в речевом развитии. Вследствие слабого словарного запаса у ребенка возникают сложности в общении со сверстниками, а в дальнейшем и с ответами на вопросы учителей в школе.

Мультики или чтение сказок? Что лучше способствует развитию правильной речи у ребенка?

– Несомненно, только чтение! И чем раньше ребенку начинают читать книги родители, и он сам учится читать, тем лучше и раньше он заговорит. К сожалению, дети сейчас забыли о существовании библиотек и большую часть времени проводят с телефонами и компьютерами. Задача родителей, прежде всего, привить любовь к чтению своим примером. В семье, где малыш постоянно видит маму или папу с книгой, газетой или журналом больше шансов на то, что ребенок тоже будет положительно относиться к чтению.

3472645_s1200 (700x469, 44Kb)

Татьяна Николаевна, всем ли детям нужен логопед?

– Нет, если речь развита очень хорошо, если ребенок свободно общается со сверстниками и отвечает на уроках, у него нет никаких нарушений письма и чтения, он прекрасно пересказывает прочитанный рассказ, то такому ребенку логопед не нужен.

Что делать, если речевое развитие малыша отстает от нормы? И какая она, эта самая норма?

– Первые слова обязательно должны появляться у ребенка к году и после. Фразовая речь около двух лет. У многих детей, при постоянном  общении с рождения, фразовая речь развивается сразу после года.

3472645_1425chtotakoedizartriyaudetejikakeelechit19 (700x466, 63Kb)

– В каком возрасте, и в каком случае следует показывать ребенка логопеду?

– Если в два-три года речь не появляется, родителям обязательно нужно бить тревогу, это значит, уже существует какое-то явное нарушение, а вследствие нарушения речи – идет отставание умственного развития, без речи ребенок не развивается вообще. Поэтому очень важно обращать внимание на то, чтобы первая речь появилась у ребенка вовремя. Если речь отстает, нужно обязательно обращаться к специалисту. Вначале к детскому невропатологу. Он выявит причину, по которой ребенок не говорит и потом к логопеду.

Как помочь малышу разговориться? Могут это сделать родители или обязательно посещение специалиста?

– От родителей зависит очень многое, поэтому они не просто должны, а обязаны помочь. Для этого необходимо постоянно разговаривать с ребенком, проговаривать вслух каждое свое движение и действие, чтобы он регулярно слушал речь своих родителей. Все члены семьи также должны быть заинтересованы в том, чтобы помочь ему разговориться. А вот если ребенку это не помогает, тогда необходимо обратиться к специалисту.

3472645_XXXL_1 (700x466, 49Kb)

Может быть, вы посоветуете какие-нибудь несложные упражнения-развлечения? Такие, чтобы они были интересны детям, и в то же время, не требовали особой подготовки от родителей?

– Не лишним будет для каждого ребенка артикуляционная гимнастика. Это помогает правильно поставить дикцию, развиваться мышцам язычка и ставить сложные звуки. Иногда, при самостоятельном выполнении гимнастики языка, может появиться правильный звук. Даже во время игры с игрушками, ребенок может выполнять такие упражнения, как: «лошадка» – цоканье языком; «качели» – язычок поднимается к носику, а потом опускается к подбородку; язычок «чашечкой» или «хоботок». Самое главное, правильно выполнять упражнения, если какой-то элемент выполнен неправильно, он не даст результата, вначале надо проконсультироваться со специалистом, а потом продолжить заниматься в домашних условиях.

А как часто нужно заниматься и как долго должно длиться занятие?

– Как я уже говорила, лучшее занятие с ребенком, это – общение, постоянно говорить и внимательно слушать. Поэтому каждую свободную минутку, дома и на прогулке родители должны отдавать предпочтение беседе со своим малышом и ответам на его вопросы, а не телефонному разговору или просмотру сериала.

–  С какими нарушениями речи вы работаете, и с чего начинаются ваши занятия?

– У меня занимается несколько групп с разными речевыми нарушениями: фонетические нарушения, когда не произносятся отдельные звуки; общее недоразвитие речи, когда нарушены все компоненты: словарь, фонематический слух и грамматический строй речи; нарушение письма и чтения.

Если группа с фонетическими нарушениями тогда мы начинаем занятия с артикуляционной гимнастики перед зеркалом, пальчиковой гимнастики и массажа рук, это все что нужно для постановки звука.

3472645_XXXL (700x356, 38Kb)

Вы упомянули, что в вашей практике часто встречается такое нарушение речи, как заикание? Поддается ли оно коррекции?

– Заикание очень редко поддается коррекции, но если ребенок постоянно занимается, бывают ремиссии. В этом случае общение происходит гладко и даже не слышно и не заметно, что малыш заикается, но стоит ему перенервничать или испытать какой-либо стресс, запинки возвращаются. Поэтому в работе с такими детьми мы учим их не только говорить, но и правильно вести себя в стрессовой ситуации, контролировать свое дыхание, тогда прогресс может быть закреплен надолго. Если родители заинтересованы, упорно работают с ребенком и следят за выполнением домашних заданий, тогда возможность исправления заикании очень возрастает. Были случаи, когда этот дефект речи был полностью преодолен благодаря совместным усилиям логопеда и родителей.

– Что в вашей профессии вам больше всего нравится? А что огорчает?

– Мне в моей профессии нравится все! Я очень люблю свою работу, мне безумно нравится все, что я делаю. Ежедневно с большим удовольствием собираюсь на работу и могу с уверенностью сказать, что там я счастлива. Немного огорчает отсутствие в школе отдельного кабинета для логопеда, он просто не предусмотрен с прежних времен.

Татьяна Николаевна, что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

– Прежде всего, крепкого здоровья, добросовестных родителей, которые бы выполняли домашние задания с детками, это очень важно в нашей работе и хочу пожелать комфортных условий для работы.

Автор: Светлана ПОЛУПЕНКО

Источник: газета https://vk.com/stnovazhizn

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку